Тетерина Наталья Степановна воспитатель

Проект по экологии «Огород»

24 марта [пн]

 Проект по экологии «Огород»

Тип проекта по количеству участников: групповой

 Тип проект по содержанию:  познавательно-исследовательский проект.

Актуальность:  Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; бережного отношения к природе; правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; эмоциональной отзывчивости к живой природе; положительных эстетических ощущений от любования природой; умений познавать особенности окружающего мира. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, коллективизму и способствует формированию трудовых навыков. И конечно же огород в детском саду- это труд на свежем воздухе, который способствует сохранению и укреплению здоровья.

 Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, воспитывать трудолюбие, прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада; закреплять знания о витаминах, их пользе для здоровья человека и о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах

 Задачи проекта:

· Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

· Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (укроп, лук, цветы, огурец, томаты, свёкла,  перец);

· Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

· Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

· Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

· Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

· Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

· Воспитывать уважение ктруду, бережное отношение к его результатам.

· Развивать познавательные и творческие способности.

По продолжительности – долгосрочный (май – сентябрь).

По контингенту участников –  разновозрастной (дети 4-7 лет)

Участники проекта: дети, родители.

Предполагаемые результаты:

1. Дети познакомятся с культурными  и дикорастущими растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

· Подбор методической и художественной литературы;

· Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

· Дидактические игры;

· Подбор мультфильмов; презентаций

· Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

· Заинтересованность родителей и детей;

· Методические разработки.

Методы проекта:

Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;

Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;

Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;

Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Метод трех вопросов:

Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.

Что нужно сделать, чтобы семена выросли?

7. Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать

 

Задачи по работе с родителями:

· Повысить компетентность родителей по теме проекта;

· Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

Задачи:

· Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;

· Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

· Сбор информации, материалов по теме;

· Организация предметно - развивающей среды;

· Разработка цикла наблюдений, занятий;

· Беседы.

2 этап – практический:

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Задачи:

· Закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;

· Развивать выразительность речи, моторику рук;

· Формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;

· Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

· Воспитывать желание ухаживать за растениями;

· Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Формы организации работы 2 этапа:

Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

1. Формы работы с детьми:

Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»;

Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино»…. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;

Песня «Витамины» Филиппенко.

Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»

Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощи».

Лепка на тему: «Овощи».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники».

Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов, тыквы, томатов.

2. Формы работы с родителями:

1. Беседа с родителями « Огород».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

4. Помощь родителей при вскопке земли  для грядок.

3 этап – обобщающий (заключительный):

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Задачи:

· Развивать творческие способности;

· Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;

· Закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.

Полученный результат реализации проекта:

В ходе реализации проекта « Огород» предполагаемые результаты были достигнуты:

· Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;

· Собрали богатый материал по темам «культурные растения», изготовили дидактические игры «собери картинку», «третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;

· Пополнили словарный запас детей;

· На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

· Дети стали различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.

Приложение:

1. Стихи про овощи.

2. Загадки с грядки.

3. Подборка дидактических игр;

4. Конспект по экологическому воспитанию на тему «Как растут растения».

5. Последовательный фотоотчёт по проекту.

Приложение № 1

Стихи про овощи.


Я - морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Я - толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я - витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Я - и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок.

А я - сочная капуста,

 Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

А какие вкусные

Щи мои капустные!

В черной шляпе - топ да топ –

По дорожке скачет боб.

Подкрутил усы горох: чем я плох?

Совсем не плох.

Говорит ему фасоль:

- Ты, горох, у нас - король.

Мы, бобовые, гордимся,

Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Но полезные белки

Мы не прячем под замки.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями.

Белая и хрусткая,

Зовут меня капустою.

Вкусная, полезная –

Прогоню болезни я.

Да, я - перец, но не тот,

Что язык так сильно жжет.

Я мясистый, витаминный,

Запаси меня на зиму.


 Приложение №2

Загадки с грядки.


В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

Взяли мы ее одежку,

Соль добавили немножко.

В кадочках теперь не пусто —

В них заквасится... (капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (чеснок)

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (кабачок)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы Зеленеют... (огурцы)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья — близнецы,

А зовут их... (огурцы)


Приложение №3

Дидактические игры:

« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.

«Овощи и фрукты»

Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. .

Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).

«Узнай на вкус»

Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.

Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели.

«Что сначала, что потом»

Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.

 

 «Чудесный мешочек»

Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал).

 

«Чьи семена?»

Цель игры:  Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Конспект по экологическому воспитанию на тему

«Как растут растения».

Цель:

Уточнить представления детей о росте и развитии растений.

Задачи:

· Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

· Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки.

· Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.

· Воспитывать интерес к выращиванию растений.

 

Ход нод:

Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный.

Воспитатель:  Незнайка, ты почему такой грустный?

Незнайка:  Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы? » Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха!

Воспитатель:  Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые.

-Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.)

Незнайка:  Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.

 

 

Физкультминутка:

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе . (потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп. (правой рукой коснуться левой ступни)

Там морковь у нас растёт. (потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (дети садятся)

 

Воспитатель:  Ребята, а что такое семена?

-Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение).

-Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян)

Незнайка:  И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам!

Воспитатель:  Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)

Незнайка:  И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле - крабле-бумс» и сосна вырастет, правда?

Воспитатель: Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)

Воспитатель: Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного?

Незнайка:  Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные.

Воспитатель:  Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку:

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым кустом. (Редис)

Воспитатель:  Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем к столам, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лейки водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет.

Незнайка:  Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания!

Приложение № 5

Фотоотчет

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.