Тетерина Наталья Степановна воспитатель
Проект по экологии «Огород»
24 марта [пн]
Проект по экологии «Огород» Тип проекта по количеству участников: групповой Тип проект по содержанию: познавательно-исследовательский проект. Актуальность: Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; бережного отношения к природе; правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; эмоциональной отзывчивости к живой природе; положительных эстетических ощущений от любования природой; умений познавать особенности окружающего мира. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, коллективизму и способствует формированию трудовых навыков. И конечно же огород в детском саду- это труд на свежем воздухе, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, воспитывать трудолюбие, прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада; закреплять знания о витаминах, их пользе для здоровья человека и о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах Задачи проекта: · Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. · Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (укроп, лук, цветы, огурец, томаты, свёкла, перец); · Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. · Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. · Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. · Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) · Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. · Воспитывать уважение ктруду, бережное отношение к его результатам. · Развивать познавательные и творческие способности. По продолжительности – долгосрочный (май – сентябрь). По контингенту участников – разновозрастной (дети 4-7 лет) Участники проекта: дети, родители. Предполагаемые результаты: 1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями. 2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений. 3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. 4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. 5. Формирование у детей уважительного отношения к труду. 6. Создание в группе огорода на подоконнике. Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта: · Подбор методической и художественной литературы; · Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии); · Дидактические игры; · Подбор мультфильмов; презентаций · Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей. Необходимые условия для реализации проекта: · Заинтересованность родителей и детей; · Методические разработки. Методы проекта: Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы; Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки; Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений; Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий. Метод трех вопросов: Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить. Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике. Что нужно сделать, чтобы семена выросли? 7. Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать
Задачи по работе с родителями: · Повысить компетентность родителей по теме проекта; · Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества. Этапы проекта: 1 этап – подготовительный: Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности Задачи: · Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике; · Вызвать интерес к решению поставленной задачи. Формы организации работы 1 этапа: · Сбор информации, материалов по теме; · Организация предметно - развивающей среды; · Разработка цикла наблюдений, занятий; · Беседы. 2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Задачи: · Закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике; · Развивать выразительность речи, моторику рук; · Формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода; · Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта. · Воспитывать желание ухаживать за растениями; · Учить устанавливать причинно-следственные связи. Формы организации работы 2 этапа: Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима) 1. Формы работы с детьми: Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность). Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»; Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино»…. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке; Песня «Витамины» Филиппенко. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус» Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород» Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощи». Лепка на тему: «Овощи». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники». Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов, тыквы, томатов. 2. Формы работы с родителями: 1. Беседа с родителями « Огород». 2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне. 3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду». 4. Помощь родителей при вскопке земли для грядок. 3 этап – обобщающий (заключительный): Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Задачи: · Развивать творческие способности; · Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности; · Закрепить знания о культурных растениях, умение их различать. Полученный результат реализации проекта: В ходе реализации проекта « Огород» предполагаемые результаты были достигнуты: · Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов; · Собрали богатый материал по темам «культурные растения», изготовили дидактические игры «собери картинку», «третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту; · Пополнили словарный запас детей; · На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; · Дети стали различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы. Приложение: 1. Стихи про овощи. 2. Загадки с грядки. 3. Подборка дидактических игр; 4. Конспект по экологическому воспитанию на тему «Как растут растения». 5. Последовательный фотоотчёт по проекту. Приложение № 1 Стихи про овощи. Я - морковка, рыжий хвостик. Приходите чаще в гости. Чтобы глазки заблестели, Чтобы щечки заалели, Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей! Я - толстый красный помидор, Люблю детишек с давних пор. Я - витаминов сундучок, А ну-ка, откуси бочок! Я - и свежий, и соленый. Весь пупырчатый, зеленый. Не забудь меня, дружок, Запасай здоровье впрок. А я - сочная капуста, Витаминами горжусь. В голубцы, борщи, салаты Я, конечно, пригожусь. А какие вкусные Щи мои капустные! В черной шляпе - топ да топ – По дорожке скачет боб. Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох. Говорит ему фасоль: - Ты, горох, у нас - король. Мы, бобовые, гордимся, Что для разных каш годимся, Что плоды у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Но полезные белки Мы не прячем под замки. Те, кто с детства дружат с нами, Те растут богатырями. Белая и хрусткая, Зовут меня капустою. Вкусная, полезная – Прогоню болезни я. Да, я - перец, но не тот, Что язык так сильно жжет. Я мясистый, витаминный, Запаси меня на зиму. Приложение №2 В огороде у сельчан. Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста) Взяли мы ее одежку, Соль добавили немножко. В кадочках теперь не пусто — В них заквасится... (капуста) Под землей живут семейки, Поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку Позовем копать... (картошку) Ох, наплачемся мы с ним, Коль почистить захотим. Но зато от ста недуг Нас излечит горький... (лук) Он на грядке вырастает, Никого не обижает. Ну, а плачут все вокруг, Потому что чистят... (лук) Голова, а сверху ус. Нет, не сладок он на вкус. Прибежали со всех ног Мы к обеду рвать... (чеснок) На арбуз похожая — Тоже толстокожая. К платью желтому привыкла, Греется на солнце... (тыква) Этот овощ тыкве брат — Тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок Между грядок... (кабачок) Эти крепкие ребятки В листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы Зеленеют... (огурцы) Лезут по веревочке Братья с грядки-горочки. Эти братья — близнецы, А зовут их... (огурцы) Приложение №3 Дидактические игры: « Кто больше назовёт полезных продуктов питания» Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение. Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет. «Овощи и фрукты» Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. . Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов. Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке). «Узнай на вкус» Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах. Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели. «Что сначала, что потом» Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
«Чудесный мешочек» Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения. Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные: описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал).
«Чьи семена?» Цель игры: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность. Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Приложение №4 Конспект по экологическому воспитанию на тему «Как растут растения». Цель: Уточнить представления детей о росте и развитии растений. Задачи: · Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды. · Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки. · Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям. · Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Ход нод: Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный. Воспитатель: Незнайка, ты почему такой грустный? Незнайка: Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы? » Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха! Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые. -Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.) Незнайка: Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: Мы стоим на огороде, Удивляемся природе . (потягивания—руки в стороны) Вот салат, а здесь укроп. (правой рукой коснуться левой ступни) Там морковь у нас растёт. (потом наоборот) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (приседания) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны) Мы её не будем трогать — Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (дети садятся)
Воспитатель: Ребята, а что такое семена? -Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение). -Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян) Незнайка: И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам! Воспитатель: Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений) Незнайка: И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле - крабле-бумс» и сосна вырастет, правда? Воспитатель: Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой) Воспитатель: Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного? Незнайка: Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные. Воспитатель: Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку: Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым кустом. (Редис) Воспитатель: Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем к столам, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лейки водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет. Незнайка: Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания! Приложение № 5 Фотоотчет
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.